Issue 7, 2017

Latest Rodnoy Yazyk, №6 2017 of the journal
Published online: 26 December 2017

Download articles in one archive

Download



< Previous

 

Contents


Articles



Language and society

Why is it interesting to explore the languages of Moscow?

Kibrik A. A.

View Extract

Linguists only infrequently pay attention to urban linguistic diversity, that is, to the actual environment in which most linguistic research is conducted. However, in recent decades cities have become the main hub of population and languages. There are no readily accessible answers even to the simplest questions, such as how many languages are spoken in a certain city. Modern cities, particularly megacities, can be viewed as a special kind of linguistic area. The new research field of urban linguistics is gradually being formed. Moscow, as the only megacity in Russia, calls for special attention by researchers.

Key words: urban linguistics, metropolis, language area, linguistic diversity

Rodnoy Yazyk, №6 2017


The languages of Moscow in the 2010 census

Koryakov Yu. B.

View Extract

This article reviews the ethno-linguistic situation in Moscow according to the 2010 census data. A division based on statistic indicators is made between ethnic and foreign languages, and a correlation between education level and language type is proposed according to this distinction. The article likewise describes the geographical distribution of languages in various Moscow districts and the ethno-linguistic history of Moscow over the past hundred years.

Key words: languages of Moscow, census, ethnic groups of Moscow, demographics, foreign languages, education

Rodnoy Yazyk, №6 2017


Determining whether migrants who formerly resided in Russia are native speakers of the Russian language

Shevtsova A. A.

View Extract

This article is based on the author’s field research, conducted in 2014–2017 while working with the Moscow Commission for Recognizing Foreign Citizens or Persons Without Citizenship as Native Speakers of Russian. The collected material — 3,000 interviews with applicants seeking to obtain Russian citizenship — has revealed a number of Rodnoy Yazyk, №6 2017s (including controversial criteria for determining who should be classified as a native speaker of Russian and the lack of a unified approach to conducting interviews in different regions of Russia). It also demonstrates the social importance of such initiatives to the adaptation and integration of migrants.

Key words: integration of migrants, native speaker competency, heritage Russian speakers, Russian citizenship, Moscow Commission for Recognizing Foreign Citizens or Persons Without Citizenship as Native Speakers of Russian

Rodnoy Yazyk, №6 2017


Facilitating the adaptation of schoolchildren belonging to ethnic and linguistic minorities

Omelchenko E. A.

View Extract

The integration of foreign migrants into Russian society has of late become more pressing due to the intensification of migration processes in today’s world, including the Russian Federation. In order to help children of migrants to better adapt to the Russian historical and cultural heritage, to master the rules of Russian society, and to learn the Russian language, it is essential to use the resources of the educational system. This article describes several approaches taken in Russia and other countries that facilitate the linguistic, social and cultural adaptation of children in migrant families.

Key words: linguistic, social and cultural adaptation, integration of migrants, ethnic and linguistic minorities, inter-ethnic relations, educational politics

Rodnoy Yazyk, №6 2017


Discourse analysis of micro-narratives in the context of a structured interview

Bergelson M. B.

View Extract

This paper deals with the discourse analysis of micro-narratives found in structured interviews that were conducted with bilingual Russian-Georgian students of Georgian origin studying in Moscow schools. Discourse analysis provides an effective instrument to explore value-based attitudes towards using Russian and one’s native language. Stories reveal these attitudes, as the narrators express their opinions and evaluate the narrated events. The data from the interviews demonstrate the following. Detailed answers to questions dealing with the knowledge and use of the native language as opposed to Russian can be divided into three classes: stories, micronarratives that only use descriptive narration, and persuasive discourse. Each of these classes has its own characteristic linguistic features.

Key words: narratives, discourse analysis, Russian, bilingualism, ethno-cultural schools in Moscow

Rodnoy Yazyk, №6 2017


The role of the family and the school in forming the identities of ethnic Georgian schoolchildren in Moscow

Zubalov D.Yu.Shuvannikova E.M.

View Extract

The present study investigates the role of the family and the school in identity formation of Georgian students in a Moscow school that integrates Georgian ethno-cultural components into the curriculum. Both family and school appear to exert influence on how students perceive themselves culturally and what language(s) they self-ascribe as their mother tongue(s). The school provides institutional support for the Georgian language, while the communication within the family domain strengthens the children’s Georgian communicative skills. In addition, the evidence shows that despite a strong sense of cultural allegiance to the Georgian community, most students are able to follow the Russian curriculum within the framework of the Russia’s education system.

Key words: Language policy, education, migration, identity, Georgian community

Rodnoy Yazyk, №6 2017


Typological features of Russian as spoken by bilingual schoolchildren of Georgian descent

Mazurova Yu. V.

View Extract

This paper describes linguistic aspects of Russian as spoken by bilingual students of Georgian descent living in Moscow. The research was conducted on the basis of interviews with children enrolled in a school with a program that integrates Georgian cultural components into the curriculum. Using a contrastive analysis of the Russian and Georgian language systems, the article describes interference phenomena such as phonetic accent, grammar errors, and specific lexical items in the students’ speech caused by the influence of the Georgian language. Analysis of the interviews shows that interference increased when the utterance topic was related to the Georgian culture.

Key words: Russian, Georgian, ethnolects, linguistic interference, bilingualism

Rodnoy Yazyk, №6 2017


The Baltic languages in the linguistic panorama of Moscow

Siniova O. V.Raskladkina M. KSaukāne I.

View Extract

This article describes the linguistic behavior and the preservation of ethnic identity among the Lithuanian and Latvian diasporas in Moscow. It also examines the mutual influence of the Russian and the Lithuanian and Latvian languages and cultures, which motivates their speakers to study their heritage language and mold their linguistic environment.

Key words: Baltic languages, Latvian, Lithuanian, mother tongues, social environment, linguistic competence, ethnic identity

Rodnoy Yazyk, Rodnoy Yazyk, №6 2017


The Ukrainian language in the Moscow region: linguistic behavior and ethnocultural environment

Raslkadkina M. K.

View Extract

This study was conducted in the framework of the «Languages of Moscow» project. The focus of the research was on the linguistic behavior of people who temporarily or permanently live in the Moscow region (Moscow and Moscow suburbs) and speak an additional language besides Russian. This may be the language they consider their mother tongue, or the language of their homeland, ethnic group, or parents (heritage language). The researcher developed a graphical model to analyze linguistic behavior. This model was verified with interviews with four native speakers of Ukrainian who currently reside in Moscow or the Moscow region. Their ethnocultural environment was also analyzed.

Key words: languages of Moscow, linguistic behavior, sociology of everyday life, ethnicity, ethnic environment, Ukrainian language

Rodnoy Yazyk, Rodnoy Yazyk, №6 2017




Recent events


Krivenkaya M. A.

Speaking one’s mother tongue while learning in Russian and studying other languages


Editorial Board


  • T.B. Agranat (editor-in-chief)
  • A.N. Bitkeeva
  • K.T. Gadilia
  • M.Sh. Khalilov
  • T.A. Maisak
  • O.A. Mudrak
  • Yu.V. Psyanchin
  • E.L. Rudnitskaya
  • V.Yu. Voinov
  • S.M. Yaroshevich (editorial secretary)

Editorial Council


  • V.M. Alpatov
  • M. Beerle-Moor
  • A.V. Dybo
  • F.G. Khisamitdinova
  • M.I. Magomedov
  • K.M. Musaev
  • D.M. Nasilov
  • G.Ts. Pyurbeev
  • M.Z. Ulakov

Rodnoy Yazyk, №5(2) 2016

№2(7), 2017

Опубликовано онлайн: 26 декабря, 2017
09:10:00


Скачать все статьи архивом

Скачать



Предыдущий номер


Содержание


От редакции

Дорогие читатели!
Этот номер — тематический выпуск, посвященный языкам Москвы. Все статьи представляют традиционную для нашего журала рубрику «Язык и социум».

Читать


Язык и социум

Почему интересно изучать языки Москвы?

Кибрик А. А.

Читать статью

Читать аннотацию

Лингвисты нечасто обращают внимание на языковое разнообразие городов, то есть той среды, в которой протекает большинство лингвистических исследований. Между тем, города в последние десятилетия стали средоточием населения и языков. Нет легкодоступных ответов даже на самые простые вопросы, такие как вопрос о том, сколько языков распространено в том или ином городе. Современные города, в особенности мегаполисы, можно рассматривать как языковые ареалы особого типа. Постепенно формируется такое направление науки, как городская лингвистика. Москва как единственный мегаполис России требует исследовательского внимания.

Ключевые слова: городская лингвистика, мегаполис, языковой ареал, языковое разнообразие

Родной язык, 2(7) 2017


Языки Москвы по данным переписи 2010 года

Коряков Ю. Б.

Читать статью

Читать аннотацию

В статье делается обзор этноязыковой ситуации в Москве по данным переписи 2010 года. На основе статистических показателей вводится деление на этнические и иностранные языки, предлагаются корреляции между уровнем образования и типом языка согласно этому делению. Рассматривается географическое распределение языков по районам Москвы. Также описывается этноязыковая история Москвы за последние сто лет.

Ключевые слова: языки Москвы, перепись, народы Москвы, демография, иностранные языки, образование

Родной язык, 2(7) 2017


Русский язык как стратегия интеграции мигрантов из числа российских соотечественников

Шевцова А. А.

Читать статью

Читать аннотацию

Сообщение базируется на полевом материале автора, собранном за время работы столичной комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка в 2014–2017 гг. Собеседования с тремя тысячами соискателей, стремящимися получить российское гражданство, выявили как ряд проблем (в том числе, критерии «носителя русского языка», отсутствие единых подходов к процедуре собеседования в регионах), так и социальную значимость подобных инициатив в деле адаптации и интеграции мигрантов из числа российских соотечественников.

Ключевые слова: интеграция мигрантов, российские соотечественники, носитель русского языка, российское гражданство, комиссия по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка

Родной язык, 2(7) 2017


Технологии адаптации иноязычных и иноэтничных обучающихся в школьном образовании

Омельченко Е. А.

Читать статью

Читать аннотацию

В связи с интенсификацией миграционных процессов в современном мире и вовлеченностью в них Российской Федерации все более актуальной становится проблематика адаптации и интеграции иноэтничных мигрантов в российское общество. Для приобщения иноэтничных и иноязычных детей-мигрантов к российскому историко-культурному наследию, изучения ими русского языка и освоения норм взаимодействия в российском обществе оптимально использовать ресурс системы образования. В статье, на основе российского и зарубежного опыта, описываются некоторые технологии языковой и социокультурной адаптации детей из семей мигрантов.

Ключевые слова: языковая и социокультурная адаптация, интеграция мигрантов, иноэтничные мигранты, дети-инофоны, межэтнические отношения, политика в сфере образования

Родной язык, 2(7) 2017


Дискурсивный анализ мининарративов в контексте структурированного интервью

Бергельсон М. Б.

Читать статью

Читать аннотацию

В статье рассматриваются мини-нарративы на русском языке, полученные в контексте структурированных интервью с учащимися грузинского происхождения, обучающимися в московской школе. Дискурсивный анализ мини-рассказов, порождение которых интервьюер пытается стимулировать, представляет собой наилучший инструмент для выявления ценностных предпочтений по использованию родного и русского языков. Рассказ «вскрывает» истинное положение дел, так как через него рассказчик выражает свое отношение к действительности, дает оценки, выражает мнения. Проведенные интервью показали, что развернутые ответы на вопрос в рамках интервью по вопросам знания/употребления родного/русского языков демонстрируют наличие трех дискурсивных разновидностей, обладающих своими вербальными характеристиками: мини-рассказ, мини-нарратив с использованием только дескриптивного типа изложения и рассуждение с использованием аргументативного типа изложения.

Ключевые слова: нарративы, дискурсивные практики, русский язык, билингвизм, школа с этнокультурным компонентом в Москве

Родной язык, 2(7) 2017


Роль семьи и школы в формировании идентичности грузинских школьников в Москве

Зубалов Д. Ю. Шуванникова Е. М.

Читать статью

Читать аннотацию

В исследовании рассматривается роль семьи и школы в формировании идентичности грузинских школьников, обучающихся в московской школе с этнокультурным грузинским компонентом. Как семья, так и школа оказывают влияние на то, как студенты воспринимают себя в культурной среде и какой язык (языки) они считают своим родным(и). Школа оказывает институциональную поддержку грузинскому языку, а общение внутри семьи укрепляет коммуникативные навыки школьников в общении на грузинском языке. Данные свидетельствуют о том, что, несмотря на высокую степень принадлежности к грузинской общности, а также чувство отнесенности к определенной культурной среде, большинство школьников способны осваивать российскую учебную программу в рамках российской системы образования.

Ключевые слова: языковая политика, образование, миграция, идентичность, грузинская община

Родной язык, 2(7) 2017


Типологические особенности русской речи двуязычных школьников грузинского происхождения

Мазурова Ю. В.

Читать статью

Читать аннотацию

В статье рассматриваются лингвистические аспекты русской речи двуязычных учеников грузинского происхождения, проживающих в Москве. Материалом исследования послужили интервью с детьми, обучающимися в школе с национально-культурным грузинским компонентом. В статье на основе контрастивного анализа систем русского и грузинского языка описываются такие явления интерференции, как фонетический акцент, грамматические ошибки и лексические особенности русской речи школьников, вызванные влиянием грузинского языка. При анализе интервью отмечается усиление интерференции в тех случаях, когда тема высказывания связана с грузинской культурой.

Ключевые слова: русский язык, грузинский язык, этнолект, межъязыковая интерференция, билингвизм

Родной язык, 2(7) 2017


Балтийские языки в языковом многообразии г. Москвы

Синёва О. В.Раскладкина М. К.Саукане И.

Читать статью

Читать аннотацию

Cтатья посвящена описанию речевого поведения и условий сохранения самоидентичности представителями литовской и латышской диаспор в г. Москве, а также взаимовлиянию литовского и русского, латышского и русского языков и культур как мотивации к их изучению и формированию языкового окружения.

Ключевые слова: родной язык, социальная среда, языковые компетенции, национальная идентичность

Родной язык, 2(7) 2017


Украинский язык в московском регионе: языковое поведение носителей и этнокультурная среда

Раскладкина М. К.

Читать статью

Читать аннотацию

В рамках проекта «Языки Москвы» проводятся исследования языкового поведения людей, временно или постоянно живущих в московском регионе (Москва и ближнее Подмосковье), которые владеют не только русским языком, но и каким-либо другим. Это может быть язык, который они считают родным, либо язык их родины, этноса, родителей (этнический язык). Разработана графическая модель анализа языкового поведения, и она верифицируется на материале интервью с четырьмя уроженцами разных областей Украины, владеющими этническим языком, которые в настоящее время проживают в Москве и ближнем Подмосковье. Также проведен анализ этнокультурной среды респондентов.

Ключевые слова: языки Москвы, языковое поведение, социология повседневности, этнокультурная среда, украинский язык

Родной язык, 2(7) 2017


 

Хроника


Учимся на русском, учим разные, гoворим на родных. Опыт формирования межкультурной компетенции школьников и студентов в ходе молодежных акций, приуроченных к Международному дню родного языка

Кривенькая М. А.

Читать статью


Аннотация

В статье представлен анализ опыта проведения в Москве общегородских молодежных акций по теме лингвистического и культурного разнообразия, объединенных тематикой Международного дня родного языка. Автор выделяет особенности работы с разными категориями обучающихся, прослеживает преемственность между школьным и вузовским форматами мероприятий, представляет спектр решаемых задач, связанных с привлечением внимания жителей многонационального мегаполиса к теме многоязычия и сохранения родных языков наряду с поддержкой государственного русского языка.

Ключевые слова: лингвистическое и культурное многообразие, родной язык, Международный день родного языка, межкультурная компетенция, ЮНЕСКО, поликультурное образование, многоязычие, диалог культур

Родной язык, 2(7) 2017


Редакционная коллегия


    Редакционная коллегия
  • Т.Б. Агранат (главный редактор)
  • А.Н. Биткеева
  • В.Ю. Войнов
  • К.Т. Гадилия
  • Т.А. Майсак
  • О.А. Мудрак
  • Ю.В. Псянчин
  • Е.Л. Рудницкая
  • М.Ш. Халилов
  • С.М. Ярошевич (ответственный секретарь)

Редакционный совет


  • В.М. Алпатов
  • М. Беерле-Моор
  • А.В. Дыбо
  • М.И. Магомедов
  • К.М. Мусаев
  • Д.М. Насилов
  • Г.Ц. Пюрбеев
  • М.З. Улаков
  • Ф.Г. Хисамитдинова

Родной язык, 2(7) 2017