Язык и социум

Алексеев М.Е.
Закон о языках народов РФ и языки малочисленных народов (андо-цезский ареал)

В статье отмечаются серьезные недостатки в процессе обучения, особенно на его начальных этапах, у бесписьменных народов в связи с тем, что овладение чтением и письмом происходит без опоры на родной язык. Для включения бесписьменных языков в процесс обучения также имеются все предварительные условия, в частности устойчивая традиция научной транскрипции, в основу которой положен современный аварский алфавит, для передачи фонологической системы андо-цезских языков.

Ключевые слова: аварский язык, андийские языки, цезские языки, письменность, буквари

pdf-iconЧитать статью целиком...

Псянчин Ю.В.
Преподавание государственных и родных языков в Уфимском филиале ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова»

В статье рассматривается роль закона о языках Республики Башкортостан от 1999 г. в преподавании языков в отдельно взятом высшем образовательном учреждении, а также Федеральный закон No309-Ф3 от 2007 г. Вниманию читателя предлагается учебный план Уфимского филиала Университета им. Шолохова, в котором дисциплина «Родной язык» предполагает изучение трех языков — башкирского, рус­ского и украин­ского — в статусе родного языка. В статье особо отмечается преподавание предмета «Родной язык (башкирский язык)» и заслуга ученых и преподавателей в разработке программ для преподавания. Закон РБ «О языках народов Республики Башкортостан» в полной мере реализуется в Уфимском филиале преподаванием и пропагандой государственных и родных языков Башкортостана, что, со своей стороны, является основой для толерантности и межнационального согласия.

Ключевые слова: преподавание, закон о языках, башкирский язык, родной язык, русский язык, украинский язык, двуязычие, трехъязычие

pdf-iconЧитать статью целиком...